postheadericon Путешествие в Город Мастеров

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в Город Мастеров»

Задачи. Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров гончарного дела. Формировать умение выделять и обобщать характерные признаки природного материала – глины. Обогащать сенсорный опыт детей через тактильные ощущения при контакте с природными материалами. Развивать у детей познавательный интерес, стимулировать в процессе общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, результатам их деятельности

Оборудование: коробка с глиняными черепками, проектор, презентация, сухая глина, вода, готовая для лепки глина, изделия из глины, цветочный горшок.

                           Ход проведения:

Воспитатель. Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Организационный момент:

Воспитатель несет в руках небольшую коробку, случайно роняет ее.

В:-Ой, я такая неосторожная.

(Воспитатель трясет коробку, раздаются звуки битой посуды)

— Ребята, давайте посмотрим, разбился ли мой любимый цветочный горшок?

(Дети с воспитателем открывают коробку и находят в ней глиняные черепки)

В: -Ребята, а из какого материала была сделан цветочный горшок?

(Предполагаемый ответ детей: из глины)

В: Как же быть? Необходимо пересадить фиалку в новый горшок, а горшка то и нет…

Предлагаю отправиться в путешествие в Город Мастеров, я думаю, нам там помогут.

Занимайте места в веселом паровозике, мы отправляемся в путь! (Дети под музыку двигаются по группе и останавливаются перед экраном)

1 слайд: Город мастеров

В: Посмотрите, ребята, мы попали в чудесный город Мастеров (2 слайд)

(Дети поочередно читают стихотворение)

Не за полем, не за лесом,

Даже не за той рекой,

Город есть по интересам,

Где раздолье и покой.

Мастера и мастерицы

Там на улочках живут.

По ветвям порхают птицы,

А в горшках цветы цветут!

Все здесь сделано руками!

Здесь в почете любой труд!

Мастерицы с мастерами

Вышивают, вяжут, шьют.

Им известна масса техник,

Как за несколько минут

Из вещей ненужных, ветхих

Создать сказочный уют!

Город ловких и умелых,

Город творческих умов,

Город славных рукоделов,

Город чудо-Мастеров!

Наша страна богата народными умельцами, талантливыми ремесленниками. Более десяти видов старинных народных промыслов насчитывается на сегодняшний день в нашей стране. (3 слайд)

-Вы знаете, как называется профессия человека, который делает красивые и нужные изделия из глины? Это гончар. (4, 5 слайд)

Гончарное мастерство — одно из старейших ремесел.

В: Посмотрите, ребята в городе Мастеров нас встречает мальчик Глинчик. (6 слайд)

Загадка от мальчика Глинчика(7 слайд)

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу»

В: -А что же за материал такой? – глина, а где его можно найти?

(Предполагаемый ответ детей: этот материал встречается в природе)

Я предлагаю вам сегодня побольше узнать об этом природном материале.

(Воспитатель приглашает детей подойти к столу)

Опыт1.

(Воспитатель показывает в миске сухую глину) (8 слайд)

-На что похожа глина?

-Какая она по цвету?

-Имеет ли она запах?

-Какая она на ощупь?

Опыт 2.(9 слайд)

(Воспитатель наливает в сухую глину воду и замешивает ее)

-Что происходит с водой?

-Изменился ли цвет?

Опыт 3.(10 слайд)

(Воспитатель показывает глину, готовую к применению)

-На что теперь похожа глина?

-Какая она на ощупь?

-Что можно с ней делать?

-Попробуйте слепить горшок.

Физкультминутка – народная подвижная игра «Гарлачык»

В: Мальчик – Глинчик приготовил для вас еще одну загадку: (11 слайд)

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

— Вы можете её отгадать? Что же это такое? А поможет нам отгадать эту непростую загадку наш волшебный экран.

(Просмотр презентации)

«Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. (12 слайд)

«Топанец» — ровное место во дворе или избе, где глину топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. (13 слайд)

После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг. (14 – 19 слайд) А гончарный круг – это станок для изготовления посуды из глины. Вначале был изобретен простейший ручной гончарный круг. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Благодаря этому, работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга. Усевшись рядом с кругом, гончар опирался ногой в нижний круг и вращал его. За счет этого вращался и верхний круг с заготовкой. Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

Как вы думаете, после того, как гончар снимал горшок с круга, его можно было использовать для приготовления в нем пищи? (нет нельзя). А почему? (горшок мог треснуть, глина пачкалась). Горшок необходимо было высушить. (20 слайд)

Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. (21 – 23 слайд)

А чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку. (24 слайд)

Кто догадался, о чем речь в загадке мальчика — Глинчика? Конечно же, это глиняный горшочек для печи. (25 слайд)

На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Ребята вам теперь все понятно?

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Как печной горшок может «кормить людей»? (26 слайд)

(Люди используют керамическую посуду для того, чтобы кушать)

В: А вот почему он в старости «пеленаться стал», вряд ли понятно. (27 слайд)

Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Оказывается, что уже с древних времен глиняная посуда была необходима и труд мастеров – гончаров был очень ценен. И сейчас мы с уважением и почетом относимся к мастерам такого древнего ремесла. Ведь сколько красивых и нужных изделий из глины сделано золотыми руками мастеров- гончаров: посуда, вазы, игрушки, украшения, сувениры и многие другие изделия декоративно – прикладного искусства. (28 -30 слайд)

В: Сколько нового и интересного мы узнали сегодня о глине, о глиняной посуде и мастерстве народных умельцев — гончаров.

(Высказывания детей, что нового и интересного они узнали на занятии)

В: Ребята, посмотрите, мальчик Глинчик передал нам подарок, давайте откроем коробку поскорее! Это же новый цветочный горшок, сделанный руками мастеров гончаров! Теперь мы сможем пересадить нашу фиалку в красивый цветочный горшок!

В: Нам пора возвращаться в свой детский сад.

Занимайте места в веселом паровозике! До свидания Город Мастеров! (31 слайд)

 

Оставить комментарий

Календарь
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031