postheadericon Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков

Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Задачи. Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте казаков, показать неразрывную связь между прошлым и настоящим. Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел. Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности

детей. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков; казачьей кухней. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям,

патриотизма и любви к родному краю.

Активизировать словарный запас слов (скрыня; крынка; чугунок; макитра; рубель).

Оборудование : этнографическая коллекция предметов быта переселенцев (самовары, утюги, самопряха, рубель, гребни, крынки), Экспозиция «Казачья горница», фотографии казачьих изб, казачьей одежды, быта, казачьих семей;

альбомы, папки, рефераты по истории станицы; Альбомы с открытками,

иллюстрации, с изображением жилья на Кубани круг «Колесо истории», поделённый на сектора. Макет казачьей хаты, подворья.

 

Ход проведения.

Организационный момент

Воспитатель. Дорогие ребята! Вам знакома история родного края? Кто заселял эти богатые земли тысячи лет назад? Вы знаете, кто были они – наши предки? Как жили казаки? Как обустраивали свой быт? Какие традиции были в казачьих станицах? Чему нам можно поучиться у казаков? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами отправимся в необычное путешествие по далекому прошлому родных мест.  Все вы, участники нашей экспедиции, каждый из вас может ответить на вопрос, и задать вопрос. В ходе «экспедиции» мы расширим наши знания по истории нашей станицы, познакомимся с его основателями, с бытом, традициями, одеждой, кухней казаков.

Давайте вместе построим лесенку, чем мы будем заниматься (схематические картинки). Совместное решение и построение плана предстоящего путешествия. Проговаривание слов «Чудо — лесенка»

Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани. Возьмемся за руки друзья:

1 -2 -3 — Колесо истории влево повернись,

Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь

Все покрутим колесом.

В старину мы попадем.

А потом его вращаем,

И в игру всех приглашаем.

 

Воспитатель.

Чтение стихотворения «Ой ты Кубань, наша Родина»

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага, на басурманина,

Мы пойдем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать.

Мы, как дань свою покорную

От прославленных знамен

Шлем тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон».

А что вы знаете о реке Кубань? Какая она?

Она большая, широкая, полноводная, горная, быстрая, с красивыми берегами, она тянется далеко по Северному Кавказу. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Дети, а откуда пошло название реки Кубань?

А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Кубани?

Их стали называть казаками. Правильно, дети. Давайте вспомним, что означает слово «казак». «Казак» – означает «вольный человек».

Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.

А чем казаки занимались?

Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (макет).

Они назывались курени. А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. ( Выслушивает ответы детей) Дети, давайте подойдем к печке. Видите, на ней стоят чугунки — посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки — детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.

Игра «Заря-заряница»

 

 

Сектор «Быт казаков» (казачьи постройки, внутреннее убранство).

По внутренней планировке жилые постройки казаков делились на два типа:

(Великая и малая хата)

Какой обычай существовал у казаков при закладке сруба будущего дома?

Какие-либо мелкие вещи прятались в срубе (перо, комочек шерсти). Как вы думаете для чего?

Традиционным в быту казака было содержание:

Телят, ягнят, поросят Кошек, собак. Лошадей, кур.

Что было главным элементом во внутреннем убранстве казачьей избы:

Русская печь, с подом, загнеткой, шестком и лежанкой. (главный оберег семьи, согревала, кормила, лечила, освещала).

Что поначалу использовали казаки для освещения изб?

свечи керосиновые лампы (использовались позже)

Главный атрибут казачьего стола? Самовар

Сектор «Кухня казаков»

— Здравствуйте гости дорогие! Присаживайтесь на лавку.

Из какого подручного материала изготавливали хозяйственную утварь и посуду? глина, дерево, чугун, металл

Назовите виды посуды, выполненной руками сельских мастеров. (рисунок 6,7.)

Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая , вязкая глина . Вы знаете уже , что делали из глины ? Из глины делали посуду. Значит посуда какая ? ( глиняная )

Воспитатель: много знаете старинных названий. В каждой кубанской семье

имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать, какая посуда для чего предназначалась?

В чугунке варили картошку, кашу, щи.

В кувшин набирали и пили из него воду.

В глечике держали сметану, варенье, молоко.

В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?

Любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

В Кубани водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки. Это все называется продуктами питания

Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно

варенички. Давайте подойдем к столу и займемся делом (По ходу работы

воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления и что приправлять можно жареным салом с луком). Рассказ воспитателя технологии приготовления вареников.

Песня «Казачата»

(Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).

Воспитатель. Ребята проходим к лесенке и вспомним маршрут экспедиции. Что особенно понравилось? Вместе подбираем картинки и помещаем на колесо истории.

Сектора колеса истории:

Быт казаков (казачьи постройки, внутреннее убранство).

 Занятия казаков.

Одежда казаков.

Кухня казаков.

Воспитатель. Ребята! Мы живем в бывшей станице Медведовская, которая имеет богатую историю. Сегодня мы узнали об истории, быте и традициях казаков нашей станицы. Казачество на Кубани возрождается, так много хороших традиций имеют большую ценность в нашей современной жизни.

Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом — солью. Поэтому и мы своих гостей, по старому казачьему обычаю, угостим варениками.

Оставить комментарий

Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930