postheadericon Быт кубанских казаков

Тема: «Быт кубанских казаков».

Задачи: продолжать знакомить детей с жизнью, бытом, культурой кубанского казачества; формировать представления об особенностях труда и домашней утвари казаков; приобщение к народным традициям.

Развитие познавательного интереса к истории своего народа.

Активизация в речи детей новых слов: курень, ставни, балясы, узвар, коромысло, чугунок, лоскутное одеяло, валик и рубила, ухват, рушник, лепешки, кизяки.

Воспитание любви к родному краю – малой Родине.

Оборудование: аудио запись песен Кубанского казачьего хора, костюм кубанской казачки для воспитателя, атрибуты для игры «Одень казака и казачку в национальный костюм», макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии, звук «машины времени».

 

Ход проведения:

Звучит сигнал запуска машины времени. Дети спрашивают, а что это такое звучит, что за звук, музыка.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что это за звук? На что он похож? (Ответы детей).

-Посмотрите, это машина времени, с помощью нее мы можем с вами очутиться в прошлом, настоящем и будущем. Включаем «машину времени» (на ней появляются различные дома).

-Что вы видите? (Ответы детей).

-Где вы их видели? (Ответы — на улицах городов и поселков).

-А для чего нам нужны дома? (Ответы детей).

Воспитатель. Но такие дома, которые мы видим сейчас, были не всегда.

-Хотите узнать в каких жилищах жили люди раньше? (Да).

В этом нам поможет наша машина времени. На экране появляются изображения пещеры, шалаша, хаты, избы.

Воспитатель. Как вы думаете, где жили первобытные люди? (Ответы детей — в пещерах). Почему? (Ответы детей — раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома).

Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери.

Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.

-Как вы думаете, почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере? (Предположения детей — в пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере).

Физкультминутка «Всем на свете нужен дом». Дети выполняют музыкальные движения под песенку «Всем на свете нужен дом». Звучит сигнал запуска машины времени.

Воспитатель. Сегодня мы с вами попадем в хату, наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.

-Как вы думаете, что нам для этого надо сделать? (Ответы детей).

Для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!».

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова. Потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит казачка.

Воспитатель. Мы попали в старинную казачью хату. О, да тут и хозяйка есть! Здравствуйте!

Казачка. Здорово дневали, казачата! Проходите в нашу хату, я гостям рада.

(под звуки кубанской народной музыки дети рассаживаются на стульчики).

Воспитатель. Мы с ребятами хотели бы побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.

Казачка. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.

Проводится игра «Одень казака и казачку в национальный костюм».

Ход игры (из набора одежды выбрать элементы казачьего костюма и прикрепить их с помощью магнитов на силуэты людей).

Казачка. А жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

Казачка. Ребята, вы знаете, как я глажу белье? (предположения детей).

А белье глажу вот этим предметом, называется он рубель. Посмотрите, какой он? (ответы детей). Правильно, он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» — рубель).

Игра ТРИЗ.  Утюг – хорошо почему? (лучше разглаживает, меньше нужно применять силы).  Утюг плохо почему? (тяжелый, его нужно долго греть).

Казачка. Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали.

Казачка предлагает «минутку отдыха».

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Казачка. В каждой хате есть прялка, она является чуть ли не самым главным предметом быта: она одевает всю семью (рассматривают прялку). Для чего она?

Проблемная ситуация. Если бы не было прялки, что делали бы люди? (предположения детей).

Казачка. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом. Скромную труженицу – прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.

Игра «Укрась прялку». (Из набора картинок, выбрать узоры для украшения).

Казачка. Сейчас ваша мама стирает в стиральной машине или машина стирает за маму. А вот раньше женщины замачивали и стирали бельё в ваге –корыте, а парили белье в глиняных корчагах.

Игра ТРИЗ. Стирать в корыте хорошо почему? (ответы детей). А стирать в корыте плохо — почему? (ответы детей).

Проблемная ситуация. Что будет, если наступят холода? (предположения детей).

Воспитатель. Время пролетело так незаметно, пора ребята, возвращаться в детский сад. Спасибо, казачка за интересный рассказ.

Казачка. Вы, ребята, являетесь наследниками нашего края: её истории и её культуры, всех тех богатств бесценных, которые созданы руками старших поколений. Знать прошлое – это значит знать будущее. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни. Вам преумножать её замечательные традиции, трудиться на её полях, сочинять стихи и песни.

Хозяйка. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? (ответы детей).

 

Оставить комментарий

Календарь
Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031